Пояснительная записка Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. В. А. Сухомлинский Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры. Значимость музыкального воспитания пытались обосновать еще в XIX в. известные критики и музыканты. Необходимость поднимать художественное воспитание и музыкальную культуру высказывал в своих статьях А. Н. Серов. Главную цель музыкального просвещения он видел в том, чтобы научить не сочинять, а слушать музыку, вникать в средства выражения, видел силу искусства во влиянии прекрасного на душевные свойства человека. На рубеже XIX в. открывается целый ряд различных школ, училищ, музыкальных классов, ставящих перед собой задачу музыкального просвещения взрослых и детей, но основной упор делался на детей. В 20-е гг. в нашей стране складываются основные направления развития профессионального и массового музыкального воспитания и образования. Прогрессивные деятели рассматривают искусство как одно из средств воспитания, как органическую часть общего образования. Их цель – воспитывать не только для искусства, но и с помощью искусства. Члены Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию считали, что главное заключается в формировании у дошкольников музыкальности, чувства ритма и слуха. При этом организаторы общества отмечали трудность выполнения этого требования, так как не было ясности в программах, недостаточен опыт руководительниц (термин того времени), их музыкальная подготовка. Так, педагог JI. Шлегер предлагала разнообразить музыкальные занятия, используя маршировки под музыку. В 1873 г. появился «Сборник статей и материалов для бесед и занятий дома и в детском саду, для чтения в гимназиях, учительских семинариях и городских училищах», где его автор И. Белов попытался разработать методы знакомства с играми под пение. Составитель книги «Игры и занятия для детей всех возрастов» А. Дуссек предлагал игру по музыкальным впечатлениям «Концерт», давал подробную методику показа театра теней. В музыкальном сборнике «Подвижные игры с пением» (автор Н. Филитис) были подобраны игры, популярные по сей день в работе с детьми: «Теремок», «Дождик», «Каравай», «Ладушки» |