Главная » 2016 » Октябрь » 20 » Детские инфекционные заболевания и их предупреждение
11:20
Детские инфекционные заболевания и их предупреждение

Детские инфекционные заболевания и их предупреждение

Особенностью детей дошкольного возраста является их большая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. В коллективе при тесном общении детей друг с другом возможность заражения увеличивается.
Поэтому важнейшая задача работников детских дошкольных учреждений состоит в ограждении детского коллектива от возникновения в нем заразных болезней и их распространения.
Окружающий нас мир населен микробами. Они обитают в почве, воде, воздухе, а также в организме человека и животных. Одни из них видны в обычный оптический микроскоп, другие настолько малы, что их можно рассмотреть только в электронный микроскоп, увеличивающий в несколько десятков тысяч раз. Это вирусы.
Фильтрующиеся вирусы способны проникать через поры специальных фильтров, не пропускающих бактерий.
Среди микроорганизмов есть болезнетворные — патогенные, которые, проникая в организм человека, могут при определенных условиях вызвать инфекционное заболевание. Другие, число которых гораздо больше, безвредны.
В организме ребенка патогенные микробы начинают размножаться, выделять ядовитые вещества — токсины. Этот период от начала заражения до проявления болезни называется скрытым, инкубационным.
Каждой болезни свойственна своя определенная длительность скрытого периода. После инкубационного наступает продромальный период, когда начинают проявляться некоторые признаки той или иной болезни (головная боль, слабость, повышение температуры).
Но не всегда проникновение в организм микробов вызывает заболевание. Иногда организм невосприимчив к той или иной болезни. Эта особенность организма — иммунитет может возникнуть в результате перенесенной болезни. Например, дети, болевшие корью, обычно этой болезнью вторично не заболевают.
Невосприимчивость к некоторым заболеваниям может быть вызвана искусственно, путем проведения предохранительных прививок. В настоящее время активная иммунизация применяется против туберкулеза, оспы, дифтерии, коклюша, полиомиелита и др.
Ведется работа по изысканию эффективных вакцин против таких инфекционных болезней, как грипп, свинка, скарлатина и т. д. Сроки длительности искусственного иммунитета, созданного прививками, различны — от 1 года до 5 лет. Поэтому через определенные промежутки времени их повторяют (ревакцинации).
Болезни, вызываемые микробами, разнообразны. Причиной каждого заразного заболевания является свой, особый микроб, вирус. Для возникновения инфекционного заболевания большое значение имеет количество болезнетворных микробов, поступивших в организм.
Однако микробы, вызвавшие заболевание, не остаются только в теле больного: они выделяются из организма со слюной, слизью из носа, мокротой, с испражнениями и загрязняют руки больного, его белье, одежду, воздух, пол, стены, посуду и все те предметы, которыми пользуются он и окружающие его здоровые люди. Так передаются заболевания от больного к здоровому.
Для профилактики инфекционных заболеваний в детских учреждениях прежде всего следует выполнять все санитарно-гигиенические правила.
Если в детских учреждениях имеется групповая изоляция, т. е. для каждой группы выделены отдельные помещения и вход в здание, а на участке площадка, то создается возможность при появлении инфекционного заболевания ограничить его распространение. Для этого должны быть приняты соответствующие меры.
Если же болезнь своевременно не распознана или не приняты нужные меры, здоровые дети той группы, где был больной ребенок, могут заразиться. Но и в этом случае, когда произойдет заражение детей одной группы, при соблюдении изоляции инфекция не распространится на другие группы.
Таким образом, уже сама планировка по принципу групповой изоляции является одной из важнейших мер борьбы с распространением острых инфекционных заболеваний в детском дошкольном учреждении. Там, где предусмотрена групповая изоляция, должно быть обеспечено ее строгое соблюдение.
Если детское учреждение расположено в приспособленном помещении, нужно использовать все возможности для устройства групповой изоляции. В этом случае надо стремиться к тому, чтобы каждая группа получила, во-первых, обособленный набор смежных между собой помещений (приемную-раздевальную, групповую, туалетную); во-вторых, чтобы каждая группа имела изолированный вход.
Не менее важен правильный порядок утреннего приема детей. В приемной и раздевальной не должно быть большого скопления, длительного пребывания детей и родителей.
Принимая детей, среди которых могут оказаться и больные, надо избегать их контакта. Дети не должны долго задерживаться в раздевальне, осматривать их следует быстро, но достаточно внимательно.
Принимая ребенка, сестра со слов его родителей должна выяснить состояние его здоровья. Такой опрос позволяет своевременно принять меры, ограждающие других детей от заболевания. Необходимо также предупреждать родителей, что в случае недомогания не следует ребенка вести в детское учреждение, а надо вызвать врача на дом. Если у ребенка окажется инфекционное заболевание, мать должна срочно сообщить об этом в детское учреждение.
После опроса матери здесь же, в приемной или раздевальне, медицинская сестра производит осмотр у детей слизистой оболочки рта, зева и кожи.
Детям раннего возраста и в случае подозрения на заболевание более старшим измеряют температуру. Здоровых детей после осмотра направляют в группу.
Очень важно не допустить ни одного больного или подозрительного на заболевание ребенка в коллектив здоровых детей. Поэтому надо, чтобы прием проводил квалифицированный работник, умеющий распознавать появление у ребенка первых признаков заболевания. Желательно, чтобы в часы приема в детском учреждении бывал врач или старшая сестра. Они контролируют сестер и воспитателей и обучают их правильному проведению утреннего осмотра детей.
Если при приеме у ребенка обнаруживаются признаки инфекционного заболевания, его нужно немедленно отправить домой и принять меры, предупреждающие разнос инфекции через предметы, воздух, руки и одежду персонала, контактировавшего с больным. Срочно производится уборка и текущая дезинфекция (влажное обтирание стен, пола, мебели, игрушек дезинфицирующим раствором) и широкое проветривание помещения. Няня, которой поручена уборка помещения, должна твердо знать, как производить текущую дезинфекцию.
Сестра, принимавшая ребенка, при подозрении на заболевание острой инфекционной болезнью после контакта с ним тщательно моет руки и меняет халат. По отношению к детям, бывшим в это время в приемной и общавшимися с заболевшим, принимаются меры в зависимости от инфекции (разобщение, прививки и т. п.).
После окончания приема сестра обязана выяснить, кто из детей и по каким причинам не пришел в детское учреждение. Это крайне важно, так как, если причина отсутствия ребенка — инфекционное заболевание, нужно срочно принять соответствующие меры по отношению к детям, бывшим в контакте с заболевшим.
Если все дети тщательно осмотрены и ни один больной ребенок не допущен в коллектив здоровых детей, можно быть спокойным, что в группе в этот день не возникнут очаги инфекции.
Но бывают случаи, когда симптомы начинающегося инфекционного заболевания на приеме не были замечены или отсутствовали и ребенок заболевает в течение дня. При отклонении от нормы поведения ребенка (капризы, вялость, отсутствие аппетита) следует проверить, не заболел ли он.
Заболевшего в группе ребенка медицинский работник должен как можно скорее осмотреть и в случае надобности вызвать кого-либо из родителей. Ребенка направляют домой под наблюдение участкового врача или в больницу, если налицо острое инфекционное заболевание, требующее обязательной госпитализации.
До прихода родителей заболевшего ребенка немедленно изолируют в пригрупповом боксе, изоляторе. В крайнем случае даже в групповой комнате отгораживают передвижными застекленными ширмами или простынями угол, имеющий хорошее естественное освещение.
Если стены в помещении, где изолирован ребенок, нельзя дезинфицировать (например, когда они покрыты клеевой краской), то у постели больного к стене прикрепляют простыню или бумагу; после удаления ребенка простыню надо прокипятить, а бумагу сжечь.
В помещение, где до прихода родителей изолирован ребенок, никто не должен входить, кроме лица, ухаживающего за больным. Предметы ухода нельзя выносить без предварительной их дезинфекции. Посуду больного ребенка нужно мыть в месте его изоляции. Белье заболевшего ребенка собирают и хранят в закрытой таре. Перед стиркой его дезинфицируют, замачивая в 1-процентном растворе хлорамина.
После изоляции больного ребенка могут быть дети, которые, общаясь с заболевшим, заразились сами, но находятся в инкубационном (скрытом) периоде болезни. Кроме того, в помещении, на мебели, оборудовании могут оставаться микробы — возбудители данной болезни.
Поэтому надо принять меры для предупреждения дальнейшего распространения инфекции как в группе, где имелось заболевание, так и за ее пределами.
С этой целью в течение карантина в той группе, где возникло заболевание, необходимо наблюдать за детьми в соответствии с характером инфекции: измерять температуру, осматривать кожу, зев, испражнения, а также делать профилактическую (предупредительную) дезинфекцию.
В этой группе устанавливается карантин, прием новых и временно отсутствовавших детей на срок инкубационного периода прекращается. Во время карантина группа полностью разобщена с остальными как в помещении, так и на участке. Если во время карантина обнаруживается в данной группе новый случай этого же заболевания, то устанавливается новый срок карантина, считая от даты последнего заболевания.
Полное разобщение групп достигается в том случае, когда карантинная группа не только находится в изолированном помещении и дети гуляют на обособленном участке, но и пользуются отдельным от других групп входом. При его отсутствии должен быть открыт запасной вход.
Если в детском учреждении имеется только один общий вход, то часы прихода с прогулок и ухода детей для находящихся на карантине нужно изменить так, чтобы они не встречались с детьми других групп.
Когда смежные группы имеют не только общий вход, но и расположены на одной лестничной площадке, приходится иногда устанавливать карантин сразу в двух группах, даже при отсутствии в одной из них заболевания.
Обслуживающему персоналу карантинной группы также не следует общаться с персоналом других групп. Получение белья, пищи для карантинной группы производится через наружный вход, в крайнем случае через окно, дверь или, наконец, в те часы, когда исключена встреча с персоналом, обслуживающим здоровых детей.
Внутренние двери, соединяющие помещение изолированной группы с другими, на время карантина закрывают и заклеивают бумагой. Врач, сестра, заведующая при посещении карантинной группы обязаны поверх своего обычного халата надевать специальный халат, который должен висеть перед входом в карантинную группу. При выходе из этой группы халат снимают, вешают на прежнее место и тщательно моют руки.
В течение карантина необходимо проводить соответствующие санитарные и дезинфекционные мероприятия, которые зависят от характера инфекции и способа ее передачи.
Наиболее часто встречаются в детских учреждениях кишечные и воздушно-капельные инфекции.

Категория: Уголок родителей | Просмотров: 416 | Добавил: Chaschuhina | Рейтинг: 0.0/0