Главная » 2020 » Октябрь » 26 » Формирование основ безопасности. Безопасность на дорогах.
12:58
Формирование основ безопасности. Безопасность на дорогах.

Проблема обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последние десятилетия, в связи с ростом разнообразных рисков, в первую очередь, для детей.

У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на обстановку на улице, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей умений и навыков осознанного безопасного поведения на улицах реализуется через активную деятельность взрослых.

В сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции, опыт. Оказавшись в критической ситуации, дети теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не всегда знают правила безопасного поведения и не умеют применить их на практике.

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребёнка, формирует социальную позицию, дает знания, совершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, значительно увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

Известно, что знания и умения, полученные в детстве, наиболее прочны, правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности на улице является изучение в дошкольных учреждениях правил безопасного поведения на улице.

Проблема обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последние десятилетия в связи с ростом разнообразных рисков, в первую очередь, для детей.

Личность ребенка формируется в процессе получения социального опыта, усвоения знаний о способах обращения с предметами, людьми, постепенного оценивания последствий своих действий. В то же время, как подчеркивал психолог Г. С. Костюк, «между знаниями норм, правил и реальным поведением бывают значительные разногласия».Очевидно: чем младше ребенок, тем больше противоречий будет в его поведении.

В представлениях Г. С. Костюка, решающая роль в формировании поведения ребенка принадлежит системе мотивов,побуждающих личность к тем или иным действиям: «Если необходимые внутренние побуждения (потребности, интересы, чувства) отсутствуют или незначительны, то знания и навыки будут не востребованы».

Поэтому, пишет психолог, взрослые должны уметь оказывать воздействие на мотивационно-потребностную сферу личности, побуждая ребенка к продуктивной активности. Проще всего, считает Г. С. Костюк, это осуществить,если он включен в систему социального взаимодействия: «В системе общественных отношений у ребенка формируются мотивы поведения. В этой системе формируются требования, которые ставятся перед ребенком взрослые».

Предъявляя требования, взрослые стремятся, чтобы ребенок научился выдерживать определенные границы, рамки. Иначе, их можно назвать нормами, принятыми в обществе. Важно, чтобы соблюдение норм стало для детей личностной потребностью.

Оказывая влияние на поведение ребенка, взрослые должны придерживаться золотой середины, поскольку любые нормы – своеобразный запрет на выражение спонтанности, без чего, конечно же, нельзя представить специфики возрастного развития дошкольников. Об этом размышляет автор учебного пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеева,отмечая: «Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают,как часто они повторяют слова«не трогай»«отойди»«нельзя».

Чем старше становятся дети, продолжает Н. Н. Авдеева, тем больше наставлений раздается из уст взрослых. Понятно, невозможно упрекнуть родителей, стремящихся обезопасить жизнь ребенка,но чрезмерное морализаторство не приносит практически ничего: «Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много – ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать».Вывод напрашивается сам собой: взрослым необходимо дозировать разрешение и запреты,демонстрируя содержание правил собственным поведением: «главное в формировании навыков безопасного поведения детей – личный пример воспитателей и родителей».

Тему соблюдения дошкольниками правил продолжает К. Ю. Белая, автор пособия «Формирование основ безопасности у дошкольников», адресованного педагогам детских садов. Она подчеркивает, что регулятором поведения личности являются правила, принимаемые безусловно. Для ребенка они должны стать тем же, чем для взрослого являются законы. Усвоенные и доведенные до автоматизма, правила одновременно могут стать и инструментом, и защитным механизмом. К. Ю. Белая выражает уверенность в том, что «если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, опасностей можно избежать».

Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть сообщение об авариях с участием детей. Родители с самого раннего возраста должны рассказывать, знакомить своих чад с правилами, которые необходимо соблюдать на дорогах. Причем делать это нужно систематически.

Многие родители ошибочно полагают, что с правилами поведения на дороге ребята должны знакомиться только тогда, когда пойдут в школу. Это не так. Психологами доказано, что основные детские инстинкты, манера поведения вырабатываются в раннем возрасте. Родители для ребенка являются эталоном и примером, которому нужно подражать. Поэтому от их поведения будет зависеть и то, сможет ли ребенок соблюдать правила дорожного движения. Старайтесь быть для него примером, всегда озвучивайте, повторяйте каноны поведения на дороге, и тогда ваш малыш будет в полной безопасности.

Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная тема для разговора. Но нельзя требовать от ребенка знаний правил дорожного движения в раннем возрасте.Психологи утверждают следующее:

В 3 года ребенок уже знает цвета, поэтому его необходимо ознакомить со светофором. Также он отличает движущуюся машину от стоящей, но еще не воспринимает ее всерьез. Чувство страха и опасности притуплено.

В 6 лет дети довольно активны, еще не могут полностью сконцентрировать свое внимание. Боковое зрение развито не так, как у взрослого человека.

В 7 лет может спокойно отличить левую сторону от правой.

В 8 лет полностью контролирует себя, знает, что такое пешеходный переход, мгновенно реагирует на звук или оклик, определяет источник шума.

Обобщая сказанное, подчеркнем, что уже в дошкольном возрасте ребенок начинает понимать свое место среди людей; он, хотя еще на детском уровне, пытается интерпретировать те механизмы, действию которых подчиняется система социального взаимодействия; учится отстаивать свое личное пространство. С помощью взрослых у него формируется чувство социальной дистанции в отношениях с близкими и чужими, приятными и неприятными, добродушными и агрессивными людьми. В целом он постигает азбуку безопасного поведения.

Зная ее основы, ребенок сможет усвоить правила, называемые социальными нормами безопасного сосуществования. Они обязательно должны усваиваться ребенком как приемлемые, справедливые, целесообразные, полезные и связываться в сознании ребенка с его чувствами, интересами, мотивами, убеждениями и самооценкой. Только при таком условии знания ребенка о нормах безопасного поведения будут превращаться во внутреннюю потребность и мотив и реализовываться в его поведении.
 

Категория: Безопасность в дороге | Просмотров: 16 | Добавил: Chaschuhina | Рейтинг: 0.0/0