Главная » 2019 » Апрель » 4 » Игры и упражнения для развития связной речи старших дошкольников
13:46
Игры и упражнения для развития связной речи старших дошкольников


Формирование правильной, грамотной речи—одно из основных задач при подготовке детей к школе. Ребенок с хорошо развитой, связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выражать свои мысли и желания, правильно и четко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. И чем раньше ребенку помочь в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать в школе.

Для развития словарного запаса, формирования связной речи можно играть с детьми на прогулке, дома на даче в речевые игры, упражнения.

 

Упражнения «Назови умные словечки»

Назови как можно больше слов, обозначающие «Что это?» (оборудование мяч) Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребенку. Ребенок должен вернуть мяч и назвать обобщающие понятие, к которому относиться названный предмет. Например: яблоко—фрукт, юбка—одежда, туфли—обувь и т.д.

их фрукты («овощи» , « цветы» , «насекомые» и т.д.)

 

Упражнение «Угадай, кто это?»

Угадай, о ком идет речь.

Беленький, длинноухий, трусливый, маленький (зайчик).

Рыжая, хитрая, пушистая, проворная (лиса).

Добрая, домашняя, ласковая, черная (кошка).

Большой, бурый, косолапый (медведь) и т.д. Упражнение «На что похоже?»

Предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на … (что?)

Синий лед похож на …

Чистый дождь похож на …

Густой туман похож на …

 

Упражнение «Закончи предложение» или «Подбери сравнения»

Земля покрыта снегом, как …

Лед блестит у берега, как ..

Дождинки текут по лицу, как …

 

Упражнение «Закончи предложение»

Задание : «Попробуйте угадать конец фразы».

Дети ели .. На столе лежит бумага и кра.. В лесу растут гри… и т.д.

 

Упражнение «Пропавшие слова»

Задание: «Прочитайте рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуйте догадаться, какие?

Стоит жаркая погода: небо _______, солнце светит ________, Коля и Вася идут гулять в поле _________. Они слушают там пение маленьких _________. Они собирают _________. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими __________. Дети торопятся вернуться _________. Но прежде чем они успели прийти, разразились ___________. Они постучались в один __________, чтобы укрыться от сильного __________, так как у них нет с собой ______, и их одежда совсем. _______.

 

Упражнение «Чем закончилась?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребенком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше и чем он закончится.

 

Упражнение «Сломанное предложение»

Взрослый зачитывает слова, а ребенок их должен переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение.

Например, мама, печь, торт, вкусное – Мама печет вкусный торт.

Маша, играет, с, кукла – Маша играет с куклой.

Розы собирают Рому-Рома собирает розы.

 

Упражнение «Что я знаю о профессиях»

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т.д.

Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает составить предложение о человеке этой профессии. Например: врач лечит детей, повар варит суп и т.д.

 

Упражнение «Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек или животное. Попросите его рассказать о своем лучшем друге. «Где он живет? В какие игры любит играть?» и т.д.

 

И еще несколько полезных советов для развития связной речи

 

  • Создание фотоальбомов о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, его комнате, вашей семье, домашнем любимце и т.д.
  • Чаще просите ребенка рассказать, что он видел, где бывал, что делать. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях.
  • Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке. Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.
  • Если вы посмотрите с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном вам.

Подготовила: Варламова Т.Е.,
учитель - логопед

Категория: Уголок родителей | Просмотров: 48 | Добавил: Chaschuhina | Рейтинг: 0.0/0