Главная » 2019 » Сентябрь » 22 » «Наблюдаем за изменениями в природе осенью и развиваем речь своего ребенка»
14:50
«Наблюдаем за изменениями в природе осенью и развиваем речь своего ребенка»

«Общение с природой начинается с

детства…» /С.Н.Николаева/

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; эмоционального отклика, радости на проявления животных и растений, их красоту.
  • как педагогический метод, выводится в один из значимых познавательных процессов. Так как оно накапливает наиболее значимые сведения о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленные на познание или практическое преобразование природы: труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность, осмотр объектов природы, ведение календарей, развивающие и сюжетно-ролевые игры. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяйте развитию речи детей. Осенью по дороге в детский сад, или п дороге домой, предложите детям рассказать об осеннем дожде, чем он отличается от летнего дождя. В процессе этих бесед активизируйте в речи дошкольника прилагательные: моросящий, холодный, мелкий, проливной, затяжной; глаголы: капает, льет, моросит, идет. Выясните, понимает ли ваш ребенок, почему улетают птицы на юг, понаблюдайте за стаями (если есть такая возможность). Поиграйте в словесные игры: «Назови птиц, название которых начинается с гласных звуков (или в названии птиц есть звуки и, у, о)». Например: утка, орел, иволга, аист. Можно предложить разделить слова на слоги (части) : «Назови перелетных и зимующих птиц». Во время прогулок в парке или в сквере наблюдайте за изменениями в природе. Обратите внимание на то, что стало меньше цветов, сохнет трава, листья на деревьях изменяют окраску, исчезают насекомые, день становится короче, а ночь длиннее, становится холодно, часто идут дожди т.д. Повторяйте чаще названия месяцев осени. Уточните, какие ягоды, грибы люди собирают осенью. Словесная игра «Назови варенье, компот» (ягоды: черника, голубика, калина, шиповник, рябина, брусника, клюква). Варенье из черники – черничное, а компот – черничный.

Учите ребенка наблюдать и анализировать. Загадайте ему загадки:

 

В гроздья горьких ягод красных

Нарядилась как на праздник,

И склонилась над тропинкой

В листьях перистых… (рябинка)

Он могучий

Крона - в тучах.

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходят

  • утром кабаны. (дуб)

Шел долговяз

  • сыру землю увяз. (дождь)

Тучи нагоняет, воет, задувает.

  • свету рыщет, поет да свищет. (ветер)

Всех наградила, все загубила,

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (осень)

 

Уточните представление детей о том, что поздней осенью природные явления больше сходны с приметами начала зимы. Дни еще стали короче, а ночи еще длиннее; все реже светит солнце; небо плотно закрыто низкими тучами. Нудный осенний дождь иногда сменяется мокрым снегом, а в ясные дни утром лужи покрыты тонким ледком. Совсем засохла трава, отцвели последние цветы, насекомые окончательно исчезли, улетели перелетные птицы. Познакомьте ребенка с поговорками, попросите объяснить их смысл:

- Осенью семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

- Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

- Первый снежок – не лежок.

Расскажите ребёнку, что звери тоже готовятся осенью к встречи зимы: они меняют свой редкий летний мех на зимний – густой и теплый. Словесная игра «Расскажи, у кого какой мех». Активизируйте в речи прилагательные: ярко-рыжая, серебристый, белый, пушистый, теплый; глаголы: перелинять, линять, рыщет, ложится в спячку и т.д.

Читайте детям стихи об осени: И.Никитин «Встреча зимы», А.Пушкин «Осень», Е.Стюарт «Еж», А.Тютчев «Пустеет воздух…», А.Толстой «Осень», Е.Головин «Осень в тайге».

Таким образом, наблюдая за изменениями в природе и обсуждая это со своим ребенком, мы развиваем его речь, пополняем словарный запас, развиваем память, внимание и мышление.

Категория: Уголок родителей | Просмотров: 17 | Добавил: Chaschuhina | Рейтинг: 0.0/0