Главная » 2022 » Ноябрь » 9 » Особенности организации в ДОО развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ
10:09
Особенности организации в ДОО развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ
              В последнее время   в нашей стране все больше внимания стало уделяться   детям с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о  необходимости дать этим детям возможность в современном мире. Нахождение таких детей в дошкольных  образовательных организациях  общеразвивающей направленности – это не только отражение времени, но и реализация права детей на образование в соответствии с ФЗ «Об образование в Российской Федерации». Закрепление ФГОС ДО  права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.
             Не остался в стороне от перемен и наш детский сад, в последние годы мы уделяем инклюзивному образованию большое внимание.  В 2017 году наш детский сад  стал участником государственной программы «Доступная среда». Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья направлена на обеспечение условий, открывающих им возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми.
Большая роль при этом принадлежит   среде, окружающей ребенка.
         Цель работы ДОО – преобразование   развивающей предметно-пространственной среды группы для детей  с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.
Для достижения данной цели реализуются задачи:
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов  в вопросах формирования и использования РППС;
  • Внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающей полноценное развитие детей (в том числе с ОВЗ);
  • Привлечь родителей к обогащению РППС в группе.
При построении коррекционной образовательной среды ДОО для детей с ОВЗ учитываются  следующие принципы (наряду с принципами из ФГОС ДО):
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природосообразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка
Особенности  развивающей предметно- пространственной среды
для всех категорий детей с ОВЗ
  1. Для детей с нарушениями речи:
Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
  1. Для детей с нарушениями зрения
Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.
Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями
Специальная наглядность: - демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;
- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
- особое внимание необходимо  обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;
- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):
- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;
-посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
  1. Для детей с ЗПР
- Различные варианты материалов по одной теме (объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
- Схемы и алгоритмы действий
- Модели последовательности рассказывания, описания
- Модели сказок
  1. Для детей с нарушениями интеллекта
- Предметы для развития перцептивных действий
- Предметы для развития сенсорной сферы
- Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины
- Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей
  1. Для детей с нарушениями слуха
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.
- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий
- Схемы составления описательных рассказов, предложений
- Схемы последовательности действий
  1. Для детей с НОДА
Педагогам при взаимодействии с таким ребенком нужно учитывать такие психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.
Если в ДОО поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:
- Свободное малоизрезанное пространство;
- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам;
- Разнообразные шнуровки по темам;
- Рамки Монтессори;
- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки;
- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
  1. Для детей с РАС
Эффективными являются визуальные и коммуникативные подсказки, используемые в среде:
Ориентировочные
-фотографии ребенка
-фотографии сотрудников ДОУ
-информационные таблички при входе в помещения ДОУ
-пиктограммы
-цвет (привлекающий ребенка)
Коммуникативные
-таблички с печатным текстом
-коммуникативный альбом
-коммуникативные панно или доска (в группе)
фотографии близких людей;
фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;
фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);
фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;
пиктограммы,  иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).
Социально-поведенческие
-иллюстрированные списки правил поведения
-серии картинок с алгоритмом социальных действий
(-схемы последовательности умывания, схемы последовательности одевания, визуальные картинки с изображением что можно, что нельзя).
Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:
1. Соответствие среды возрасту и клинико - психологическим особенностям детей с ОВЗ.
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
          Конечно же, среда должна быть доступной для детей с ОВЗ.  В нашем детском саду созданы «безбарьерные» условия для  маломобильных людей:
построен пандус перед входом в здание, на лестничных пролетах здания имеются разноуровневые перила, размещены  перила по всему первому этажу,
имеется специально оборудованный санузел, в каждой группе имеется по одному специально оборудованному  санитарно - гигиеническому помещению, входы (дверные проемы) в помещения имеют достаточную ширину, полы во всех помещениях одноуровневые, в помещениях ДОО отсутствуют пороги.
          В детском саду имеются    учебно-методические пособия коррекционной направленности, позволяющие спланировать образовательную деятельность с воспитанниками с ОВЗ.  Имеется  необходимый дидактический материал практически по всем лексическим темам. .
       В группах ДОО  создана соответствующая развивающая предметно – пространственная среда. В каждой группе созданы центры уединения, центры релаксации (с набором детской мягкой мебели), имеется достаточное количество кинетического песка, есть столы для рисования песком, «сухие» души. Используются в работе с детьми палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, набор Фребеля, приобретено достаточное количество игр для развития мелкой моторики. В детском саду имеется 3 «сухих»  бассейна, стол «песок - вода», наборы мягких модулей, тактильные дорожки, фибероптический душ. В работе с детьми используется  оборудование: интерактивный комплекс (интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор), ноутбуки, 2 мультимедийных проектора.
В ДОО оборудован кабинет педагога – психолога (совмещен с кабинетом учителя- логопеда), в котором имеется необходимый материал для диагностической, коррекционной, развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ. Приобретен программ- аппаратный комплекс «ЛОГО- БОС». 
        Развивающая среда выстраивается с учетом «зоны ближайшего развития», является безопасной, информативной, вариативной,  комфортной и уютной, изменчивой, постоянно обновляемой, учитывающей интересы воспитанников.  Конечно, пособия эти используются и с детьми с нормой развития.
 Для слабовидящих-------, для зпр…….
 
Категория: Об учреждении | Просмотров: 23 | Добавил: Chaschuhina | Рейтинг: 0.0/0