Главная » 2019 » Апрель » 4 » Поговорим о связной речи
13:50
Поговорим о связной речи

 

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, названия букв и немного пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

 

Что же означает понятие «связная речь»? Связная речь-это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Речь седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольниками полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.

Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?», попробуйте самостоятельно провести тестирование. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден, не утомлен, хорошо если занятия будут проводиться в форме игры. Не делайте ему замечаний. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов, пусть он самостоятельно попробует свои силы. Хорошо, если вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже спокойно проанализировать сочиненную историю.

Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Речь была плавной и выразительной.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Вам понадобиться любая серия сюжетных картинок. Это могут быть

«Забавные истории» В. Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу»

В.А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно смог найти начало истории, ее продолжение и конец.

Вас должно насторожить, если;

  • ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
  • ребенок часто отвлекается от темы рассказа, не выделяя главных событий, в рассказе было много повторов;
  • ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространенные) предложения;
  • значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
  • речь была ускоренной, вы услышали в речи запинки.

В этих случаях вам нужна консультация специалиста.

 

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошкольника дома.

Удачи вам и терпения!

Подготовила: Варламова Т.Е.,
учитель - логопед

Категория: Уголок родителей | Просмотров: 38 | Добавил: Chaschuhina | Рейтинг: 0.0/0