Главная » 2016 » Апрель » 14 » «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
13:16

Марина Владиленовна Чащухина,

воспитатель МКДОУ «Натальинский детский сад №4»

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»

(Китайская пословица)

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду,  успешном обучении в школе, жизни человека вообще. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы продиктовали необходимость выбирать более эффективные  образовательные  средства  на основе современных методов и новых  технологий. Одним из перспективных  направлений, способствующих решению этой проблемы, является  технология  детского экспериментирования[3].

Экспериментирование вызывает огромный интерес у детей, т.к. исследования представляют  возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? »,

«почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать,  самовыражаться [2].

Экспериментирование  мы организуем по определенному алгоритму:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), которая непосредственно подчинена интересам  и запросам детей.
  • Выдвижение гипотезы.
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения
  • Сбор материала
  • Обобщение полученных данных, по результатам проведённого исследования делаем вывод.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям[1].

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно - пространственной среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде? как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности [1]. Мы уделяем большое внимание созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В  нашей группе  оборудован центр экспериментирования, где дети в любое времякак в совместной так ив самостоятельной  деятельности могут удовлетворить свои исследовательские  интересы.

В этом центре находятся:

• Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы, магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы. Некоторыми предметами дети пользуются только в совместной с воспитателями деятельности (зеркала, термометры, пищевые красители).
  • Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы (разной формы, величины), мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
  • Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.); различные  виды бумаги, ткани и др..
  • Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт и др..

Данный центр   постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Материалы приносят не только педагоги, но и родители, дети.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, это опыты.

Опыты проводим  как  в совместной, так и в самостоятельной  деятельности.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты (или более сложные) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

В процессе экспериментирования  вызываем у детей желание задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, общаться в процессе работы с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.

Работа в центре экспериментирования требует соблюдение правил техники безопасности, которые мы постоянно повторяем вместе с детьми. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В центре экспериментирования  живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Незнайка, Лесовичок).  На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Список литературы

1. Панкова Е. П.  Экспериментирование  в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей  – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  2. Савенков А.И. У колыбели гения [Текст]: учебное пособие - М.: Просвещение, 2000.-240 с.
  3. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]: учебное пособие - М.: Просвещение,2000.-305 с.

Категория: Уголок воспитателя | Просмотров: 1124 | Добавил: Chaschuhina | Рейтинг: 0.0/0