Главная » 2016 » Апрель » 14 » « Развитие познавательного интереса дошкольников посредством использования технологии проектной деятельности»
13:14
« Развитие познавательного интереса дошкольников посредством использования технологии проектной деятельности»

Валентина Павловна Смирных,

воспитатель МКДОУ «Натальинский детский сад №4»

 

« Развитие познавательного интереса дошкольниковпосредством использования технологиипроектной деятельности»

 

 «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»

В.И. Сухомлинский           

 

Проблема  познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в исследованиях педагогов и психологов (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.). На формирование познавательного интереса дошкольников, познавательной активности и познавательных действий   нацеливает педагогов  детских садов  ФГОС  ДО, который выделяет  познавательное развитие в отдельную образовательную область.

Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире),как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию [№ 4].

В качестве одного их  средств, способствующего формированию познавательного интереса, нами был выбран метод  проектной деятельности.Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе[№ 2]. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе и в дальнейшей жизни.

Проектная деятельность как эффективный инструмент развития познавательного интереса у детей развивается через игру – самую притягательную для дошкольников деятельность[№ 1]. Для того чтобы возник проект, мы создаем коллективную  игровую проблемную  ситуацию, которая «захватила» бы всех.

Выбор темы – это первый наш  шаг  в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на период реализации проекта, где учитываются все виды детской деятельности.  На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта,  особое внимание уделяем  организации среды в группе, в детском саду в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность[№ 3].  

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается наша  совместная работа с детьми. I этап разработки проекта – целеполагание:  выносим  проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую  предлагаем   подтвердить в процессе поисковой деятельности. II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала мы проводим  общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Ответы   фиксируем  на большом листе ватмана, чтобы  дети  могли их видеть. Для фиксации ответов  используем  условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем  задаем  второй вопрос: «Что мы хотим узнать?».  Ответы снова фиксируем, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Выслушав всех детей, задаем им третий вопрос: «Как нам найти ответы на вопросы?». Отвечая на данный вопрос, дети опираются  на свой личный опыт. При этом учитываются  возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста  используем  подсказку, наводящие вопросы;  детям старшего дошкольного возраста  предоставляем  больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса  выступают  различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. При этом стараемся  проявить гибкость в планировании,  подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в  свой план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления мы предлагаем  решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Стараемся создать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют  центры  познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом,  является презентация проекта. В зависимости от возраста детей и темы проекта презентации проводим  в различных формах: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет и др..

 Проекты, вне зависимости от вида: творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. 

        Для поддержания интереса в процессе работы над тем или иным проектом  используем разнообразные формы, методы и средства образовательной деятельности, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой  деятельности дошкольников. Занятия проводим в  форме путешествий; в  игровой форме. Проводим наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;  организуемдидактические и сюжетно-ролевые игры;практические упражнения; проводимопыты с предметами и их свойствами;  организуемсовместное творчество детей и родителей. Творческие работы  используем  в оформлении группы, из работ составляем  альбомы, которые используем  в дальнейшей деятельности.

Использование  технологии  проектной деятельности  в образовательном процессе  помогает нам научить детей  работать в команде, выработать  собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели,  свободно  выбрать  способы  и виды деятельности, сформировать познавательный интерес к окружающей действительности.

 

 

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений./— Москва: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Киселева Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ- М.: Аркти, 2005.-205с.
  3. Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей  – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  4. Савенков А.И. У колыбели гения [Текст]: учебное пособие - М.: Просвещение, 2000.-240 с.
  5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]: учебное пособие/ Г. И. Щукина.- М.: Просвещение,2000.-305 с.

 

Категория: Уголок воспитателя | Просмотров: 1082 | Добавил: Chaschuhina | Рейтинг: 0.0/0