Главная » 2021 » Январь » 27 » «Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых»
09:06
«Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых»

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство-чувство созидателям материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В. А. Сухомлинский

Среди воспитательно - образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребёнке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей –не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст-ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления- обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Основные направления работы с детьми

Знакомство с трудом взрослых

Формирование представлений о труде взрослых

Конкретные сведения

Трудовые действия и трудовые процессы

Материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов Конечные результаты труда

Отношение человека к труду

Качество действий человека

Характер взаимоотношений людей в труде

Обобщённые сведения

Значение труда для каждого человека

Свобода выбора профессии и работы, возможность проявить свои творческие способности Почётность и важность любой работы и профессии

Содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых

3-4 года

-Дети знают, что все люди трудятся.

-Уважительно относятся к тем, кто работает (заботится о детях, делает вещи, игрушки, мебель и прочие предметы).

Знакомятся с предметами ближайшего окружения; бережно относятся к ним; любуются, выделяя ярко выраженные свойства и качества (красивое платье, чашка, ковёр и т. д.

-Испытывают благодарность к людям, выполняющим нужные для детей дела (повар готовит еду).

-С помощью взрослого устанавливают связь между целью и результатом трудового процесса. («Вот как много грязной посуды в мойке. Надо её помыть…А теперь, когда няня помыла посуду и она стала чистой, блестящей, красивой, её можно поставить в шкаф».)

-В процессе игр и в повседневной жизни подражают взрослым (наводят порядок в кукольном уголке, аккуратно завязывают шарф сверстнику и т. п.)

4-5 лет

-Продолжают узнавать о труде людей, о некоторых профессиях. Уважают тех, кто трудится. Понимают цель их труда (няня в детском саду заботится о детях). Уважают труд дворника (не сорят). Стараются помогать взрослым в их повседневном труде

-Имеют представления о структуре трудового процесса, выделяют цель, трудовые действия и результат. Знают, что цель труда определяет, какие необходимо взять предметы, материалы, инструменты для выполнения трудовых действий и получения результата.

-Стараются научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым.

-Стремятся подражать труду взрослых в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.

5-7 лет

-Расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда (производственного: строительство, сельское хозяйство; непроизводственного: школа, больница, театр). Знают, что труд – это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности, человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество.

-Понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщённые представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. (Как хлеб на нашем столе появился).

-Знают о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.

-Имеют общее представление о труде взрослых (труд-основа жизни и благосостояния каждого человека, страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всём мире.

-Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляя заботу о них и внимание к их работе.

-Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять её компоненты. (Ситуация-пролитый кисель на полу. Цель и мотив (что надо сделать и для чего).Надо протереть пол, чтобы никто не поскользнулся. Отбор средств для работы (что для этого нужно). Надо взять необходимое оборудование. Результат. Стало чисто.

-Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд.

Дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых

«Что хочет делать Маша?»

«Кому это нужно?»

«Выбираем работу»

«Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

«Угадайте, что я делаю?»

«Что сначала, что потом?»

«Назови профессию»

«Угадай профессию»

«Кому без них не обойтись?» и т. д.

Вопросы и задания по выявлению знаний у детей о труде взрослых

3-4года

-Кто моет пол, вытирает пыль?

-Кто моет посуду и ставит её в шкаф?

-Кто убирает снег на участке?

-Зачем дворник убирает снег, подметает?

-Кто сшил красивую одежду для кукол?

-Почему нельзя ничего бросать на пол?

-Покажи, куда нужно убирать мусор?

4-5 лет

-Для чего шофёр возит грузы (повар готовит пищу, врач лечит людей?

-Почему они стараются хорошо работать, трудятся быстро, ловко, аккуратно?

-Чем занимается повар? Какие блюда он готовит?

-Как трудится твоя мама (папа, бабушка) дома?

-Чем занимается твоя мама (папа)на работе?

-Как ты помогаешь маме дома?

-Какие предметы нужны для того, чтобы сделать уборку в помещении (на участке, чтобы приготовить обед?

5-6 лет

-Какие профессии вы знаете?

-Где работают ваши родители (какая у них профессия, чем они занимаются на работе?

-Для чего все люди трудятся?

-Кто работает ночью?

-Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?

-Какие пословицы о труде вы знаете?

-Какие вы знаете книги, в которых рассказывается о труде людей?

-Для чего человеку нужны инструменты и машины?

-Расскажите, как вы помогаете взрослым в детском саду и дома.

6-7 лет

-Какие профессии вы знаете?

-Какое значение имеет профессия учителя (или др. ?

-Какое значение имеет труд в жизни людей?

-Расскажите о профессиях своих родителей.

-Что вы знаете о работе на селе?

-Какие сельскохозяйственные профессии вы знаете (полеводы, механизаторы, пчеловоды и др. ?

-Какие стихи и пословицы о хлебе вы знаете?

-Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему? Расскажи об этой профессии.

-Люди каких профессий работают под открытым небом в стужу, непогоду, ночью и в других трудных для человека условиях?

Пословицы и поговорки о труде

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Руки не протянешь, так с полки не достанешь.

Терпение и труд-всё перетрут.

Поспешишь- людей насмешишь.

Звону много, да толку мало.

Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.

Семь раз отмерь- один раз отрежь.

Землю красит солнце, а человека труд.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Глаза боятся, а руки делают.

У него лень за пазухой гнездо свила.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

Муравей не велик, а горы копает.

Один собирает, другой зевает.

Категория: Уголок воспитателя | Просмотров: 55 | Добавил: Chaschuhina | Рейтинг: 0.0/0