12:30 Современные подходы к вопросу одарённости у детей | ||
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком. А. Бебель Актуальность вопроса. В настоящее время мы переживаем большие изменения в развитии современного общества. Эпоха социально-экономических перемен, вхождение в информационно-техническое пространство, изменение общественного сознания диктует необходимость создания нового поля образовательной деятельности в России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества. Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одарёнными детьми, и способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей. Повышенный интерес к проблемам обучения и развития одарённых детей появился на западе уже давно. Он выразился в создании Всемирного совета по таланту и одарённости детей. Первая конференция состоялась в Лондоне в 1975 году. До сих пор совет координирует проекты по изучению психологической природы одарённости, подготавливает специалистов по изучению одарённых детей. Проводятся Международные конференции, посвящённые проблемам выявления и изучения одарённых детей. В разных странах разрабатываются программы помощи одарённым детям. В нашей стране этой проблеме тоже уделяют внимание. Достаточно вспомнить педагогические идеи Л. С Выготского о развитии путём освоения культурного наследия человечества. Идеи В. Н. Левитова о выявлении предрасположенности субъекта к той или иной деятельности. Идея «проблемного обучения» А. М. Матюшина. Идея развития человека через создание условий его творческой деятельности у Н. Ф. Талызиной и другие. Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом: новому обществу нужны люди с нестандартным мышлением. Они умеют ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Поэтому, если мы строим новое общество, то и люди там должны быть инициативные, творческие, заинтересованные, умеющие думать и действовать продуктивно. Таким образом, во главу образования в наше время ставится личность и её потенциальные возможности. Одарённость и одарённые дети. Что же можно подразумевать под одарённостью? Однозначного ответа по этому вопросу нет. На этот счёт выдвигается много вариантов определения, но наиболее понятным является выражение психолога К, К, Платонова. «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». Наиболее заметна одарённость у детей. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Ясно одно, что и в первом, и во втором случае, детям необходимо целенаправленное развитие. Одаренные дети целый мир, особый мир детства, и мы сегодня попытаемся лишь приоткрыть дверь в этот мир, познакомить вас хотя бы с малой частью его проблем. Одаренность бывает самая разная. Бывает особая одаренность, которая встречается раз на тысячу, а то и на миллион случаев. Здесь не обойтись без особых генов, без особых условий. Это те вундеркинды, которых очень немного. Но есть и другие одаренные, которые и будут предметом нашего разговора: это, что называется, великолепная норма. Все у такого ребенка с самого начала было хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее все было хорошо); ему попались умные родители, обеспечившие разумное и в самом лучшем смысле нормальное воспитание; он попал в детский сад к хорошим, опять-таки в смысле высокой нормы, воспитателям. В результате этого обязательно вырастут одаренные дети. Не обязательно чрезвычайно одаренные, а своего рода сверхполноценная норма. Существует такой распространенный стереотип, что учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Да, работать с такими детьми значительно интереснее, что же до легкости и приятности - это вопрос спорный. Предлагаю провести опыт, который до нас провел знаменитый американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности. Вам предложен список личностных качеств, которые мы встречаем у своих воспитанников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в детях, а знаком «-» то, что не нравится:
Надеюсь, для многих из вас коллеги не будет потрясением то, что именно «четные» качества чаще всего характеризуют одаренных детей, одаренных особым образом - творчески. Одаренные дети очень разные: очень живые, даже иногда просто нахальные, и тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно сложной задачи. Очень обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные, оттаивающие лишь к концу встречи с незнакомым человеком (и то, если этот человек им понравился). Поэтому одаренность, особенно творческая одаренность - большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для педагогов и родителей. Представление о том, что одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими способностями, невероятным для их возраста объемом знаний и умений («смотрите, он в свои девять лет знает два иностранных языка, а я и один-то с трудом») - такое представление идет из глубины веков и отражено в самой этимологии слова: «одаренность». Одаренность - от слова «дар», (дар природы, Божий дар). Кстати, такое понимание есть и в других языках, в частности, в английском. Там одаренность - giftedness от слова «дар» - gift. Несомненно, человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Возникает вопрос: если каждый ребенок одарен от природы, то почему большинство детей в наших школах неспособны к обучению? Неужели природа свои дары не делит поровну и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Постараемся найти ответ и на этот вопрос, для выяснения сути понятия «одаренность» кратко остановимся на таких понятиях как: способности и задатки. В последнее время многое стало меняться, и термин «одаренность» вновь стал использоваться в профессиональной литературе. Но споры не окончены. Понятие «одаренность» имеет несколько различных значений. Мы будет рассматривать термин «одаренность» в наиболее употребительном его значении. Одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высокоразвитыми способностями. Способности - это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. От природы способностей нет, и не может существовать - ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего в деятельности. Задатки - это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются (а могут и не превратиться)в способности. По аналогии задатки - семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет. При каких условиях задатки развиваются в способности? В педагогических институтах усиленно вбивают в головы студентов: для развития способностей нужна соответствующая деятельность. Уверовав в то, что способности развиваются в деятельности, просвещенные мамы и папы водят своих чад в кружки, студии и прочие группы развития, где детей обучают профессиональные педагоги. В школе не идет у ребенка что-то - надо с ним заниматься, развивать его способности. И вот с бедным ребенком проводятся дополнительные занятия, нанимаются репетиторы. .. Опыт показывает, что толк от занятий бывает не чаще чем в одном случае из десяти. А способности развиваются и того реже. Чаще всего - напрасная трата сил, времени и денег. Так что, не заниматься с ребенком? Напротив, заниматься, обязательно заниматься, но соблюдая определенные условия. Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать. Если способности развиваются только в любимой деятельности, то сами по себе длительные занятия, проводимые без желания ребенка, любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности необходимо вводить в учение. Но начало, когда ученье только начинается, должно обязательно быть приятным, радостным для ребенка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить. Кроме того на ранних этапах развития способностей, т. е. в дошкольном и младшем школьном возрасте, все зависит от любви к умственной деятельности или, точнее, от познавательной потребности ребенка. Чем ярче она проявляется в ребенке, тем больше вероятность высоких способностей. Если способности от природы никому не даются, их надо развивать, то познавательная потребность - это действительно дар, которым награжден каждый. В пять-шесть лет одаренного ребенка сразу видно, он отличается от других, но вот в два-три года понять, по какому пути развивается ребенок, как обыкновенный или как одаренный, чаще всего невозможно. Все дети любят узнавать, любят задавать вопросы, любят слушать, когда им читают, любят ломать игрушки, чтобы посмотреть, что у них внутри - словом, практически у каждого ребенка в этом возрасте высокая познавательная потребность. Если у ребенка в этом возрасте нет непрерывного стремления к познанию, значит, что-то с ребенком не в порядке. Очень часто это первый признак заболевания, даже физического. Не будет преувеличением сказать, что потребность в познании является настоящим «мотором» в развитии способностей. Это связано не только и даже не столько с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, то, что называется расширением кругозора, но еще и с тем, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций - чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон - именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы. Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессионалы психологи. В своем выступлении я попыталась облегчить понимание одаренности, обратившись к популярным и принимаемым большинством современных специалистов взглядам на проблему развитие детской одаренности. Современные подходы к теме одаренности. 1. Эволюция учений об одаренности Наблюдения, свидетельствующие о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве. Но человеческая психика из всех явлений действительности - наиболее трудно познаваемый объект. Вероятно, поэтому, генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении. Выдающийся человек (гений), по мнению древних - счастливый избранник богов. Он послан на землю, для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию. 2. Современные концепции одаренности. Что же такое одаренность в современном понимании? Концепции одаренности, созданных современными учеными так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы достаточное количество времени. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессиональные психологи. Облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов – Идее – Концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: - интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); - творческости; - настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж. Рензулли Итак, одаренность - это комплекс, включающий все три характеристики. Рассмотрим эти характеристики более подробно. Интеллектуальная одаренность. Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта(IQ). Эта практика вызывала много споров. Но вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем. Творческая одаренность. Одним из первых практиков, кто обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная личностная характеристика, был американский ученый Е. П. Торренс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое. Креативность - одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет, прежде всего, особый склад ума. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержатся довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. У П. Торренса их четыре (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность) «Креативность - пишет П. Торренс - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». И прежде чем перейти к категории мотивация необходимо упомянуть о современной работе научного коллектива российских ученых во главе с Богоявленской Д. Б. и Шадриковым В. Д. В разработанной ими «Рабочей концепции одаренности» они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: "могу" и "хочу". Мотивация Мотив (от французского motif - "побудительная причина") - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности. При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос "зачем это нужно ребенку". Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности доминируют мотивы. Важные аспекты этой проблемы вскрыты в исследованиях психологов В. Э. Чудновского и В. С. Юркевича. Они отмечают, в частности: «. .. умственная работа, выполняемая не в результате долга… а потому, что хочется самому , то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей. Эта мысль многократно подчеркивалась многими зарубежными и отечественными последователями. С точки зрения воспитания многие последователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а ее мотивацию. Так, например, Р. М. Грановская и Ю. С. Крижанская пишут: «. .. люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно-значимую задачу, оказываются, в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные». То есть максимально реализует свой потенциал, а, следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели. Современное определение понятий одаренности. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Признаки одаренности
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. Виды одаренности в деятельностях
Критерии одаренности По критерию «степень сформированности» можно дифференцировать: - актуальную одаренность; - потенциальную одаренность. Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.). По критерию «форма проявления» можно говорить о: - явной; - скрытой одаренности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить - общую одаренность; - специальную одаренность. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности - умственная активность и ее саморегуляция. Специальная одаренностьобнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.). По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать - раннююодаренность; - позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности»)далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд(буквально «чудесный ребенок») - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д. Доказано, что существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т. п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей. Возрастные особенности
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Русский философ Георгий Валентинович Плеханов говорил: « Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития». Одарённость подразделяют на несколько видов, исходя из того, в каких сферах деятельности ребёнок продемонстрировал наиболее высокие достижения: - интеллектуальная одаренность (дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта); - творческая одарённость (дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми); - академическая одаренность (дети, хорошо обучающиеся в школе); - информационно-коммуникативная (дети, имеющие развитые коммуникативные и лидерские способности) - спортивная Интеллектуальная одаренность Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта(intellegens qutient, сокращенно IQ). Эта практика вызывала много споров. Об этом много писали и продолжают писать в профессиональной литературе, подчеркивая, что "коэффициент интеллекта" (IQ) - это вовсе не то, что "природный ум". Вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние долговременные исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др. Причину этого явления выявила теоретическая психология. Анализ тестовых заданий, использующихся традиционно в тестах интеллекта, начиная с первых вариантов, созданных в начале XX века, и до комплектов аналогичных методик второй половины XX века, показал, что практически все эти задания активизируют и выявляют лишь один вид мышления, называемый логическим (или, как говорят профессионалы, конвергентным). А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т. п. , сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем. Творческая одаренность Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими воспитанниками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое. Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей. Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления. Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту (В. -А. Моцарт, К. Гаусс и др.). Значительно чаще встречались ситуации, когда ранняя специализация приводила к негативным последствиям. Поэтому педагоги и родители, не стремящиеся утвердиться как "выдающиеся" воспитатели за счет своих одаренных воспитанников, ориентируются не на узкую специализацию одаренного ребенка, а, наоборот, - на максимальное расширение круга его интересов. Лишившись в результате "выдающегося юного поэта" (музыканта, математика, шахматиста, художника и др.), а вместе с ним и воплощения собственных честолюбивых педагогических надежд, мы обычно приобретаем несравненно больше - всесторонне развитого одаренного ребенка, который, попробовав многое в раннем возрасте, делает осознанный выбор приложения определенного вида своей одаренности к чему-то в более старшем возрасте. Музыкальная одаренность: у В. А. Моцарта в 3 года, у Ф. Й. Гайдна – в 4 года, у Я. Л. Ф. Мендельсона – в 5 лет, у С. С. Прокофьева – в 8 лет, у Ф. Шуберта - в 11 лет, у К. М. Вебера – в 12 лет, у Л. Керубини - в 13 лет. Художественная одаренность: у И. Е. Репина и В. А. Серовав 6 лет, у С. Рафаэля и Ж. Б. Греза - в 8 лет, у А. Ван Дейка и Джотто - в 10 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет. Математическая одаренность: у Б. Паскаля, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Ж. Л. Лагранжа, К. Ф. Гаусса, Э. Галуа - в 20 лет. Психофизиологическая основа одарённости Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные, левополушарные и равнополушарные учащиеся). Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной(словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей – пространственной и математической.
Правополушарныехудожники: В. В. Ван-Гог, М. А. Врубель, Ф. В. Э. Делакруа, К. А. Коровин, М. Ф. Ларионов, И. И. Левитан, О. К. Моне, Э. Мунк, Х. Рембрандт, П. О. Ренуар, М. С. Сарьян, В. И. Суриков, Д. М. У. Тернер. Левополушарные художники: Ф. А. Бруни, Г. Гольбейн, Ж. Л. Давид, А. А. Дейнеки, А. Дюрер, Р. Кент, Ж. Клуэ, К. С. Малевич, Г. Г. Нисский, В. Г. Перов, К. С. Петров-Водкин, Н. Пуссен. Правополушарные композиторы: Г. Л. Берлиоз, В. Р. Вагнер, А. К. Дебюсси, Г. Малер, А. Н. Скрябин, П. И. Чайковский, Р. А. Шуман. Левополушарные композиторы: И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Я. Л. Ф. Мендельсон, С. С. Прокофьев, Ж. Ф. Рамо, И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит. Правополушарные артисты театра и кино: В. С. Высоцкий, Е. А. Евстигнеев, А. А. Миронов, А. Д. Папанов, А. И. Райкин, О. В. Басилашвили, Г. И. Бурков, О. П. Табаков, Ю. В. Яковлев, Л. А. Якубович. Проблемы выявления одарённых детей
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Если исходить из идеи Б. Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в виде пирамиды, вершинами которой являются: интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности. Условно можно выделить три категории одаренных детей:
10 способов заметить одарённость
Одарённых детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей. Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют одарённость. Но, если помнить, что каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac121.htm | ||
|