Главная » 2020 » Октябрь » 5 » Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России
10:56
Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России
Общероссийский профсоюз образования – второй по численности отраслевой профсоюз.  В структуру профсоюза образования входят 83 территориальные организации и около 4-х млн. членов Профсоюза (из них 29,2 % - студенческая молодежь различных профильных ВУЗов).
 Профсоюзное учительское движение в России создавалось в конце XIX века в форме учительских союзов, обществ взаимопомощи и съездов народных учителей.
1 Всероссийский съезд учительских обществ был созван в январе 1904 года.  Съезд обратился к учителям с горячим призывом к объединению: «Ваша работа оплачивается так скудно, что вы вынуждены влачить жалкое существование, да и эта работа проходит под постоянным надзором слуг самодержавия.  Итак, товарищи, объединяйтесь скорее для решения неотложной задачи. Для этой цели предлагаем вам приступить к немедленной организации учительских союзов».
Революционные события 1905 года дали мощный толчок к созданию профессиональных объединений. 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей, избрано Центральное Бюро, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза. Профессиональные объединения учителей составляли требования к правительству, руководили стачками, участвовали в разрешении конфликтов, оказывали помощь стачечникам и безработным…Царское правительство, обеспокоенное ростом профсоюзного движения, 4 марта 1906 года издало «Временные правила о профессиональных обществах», которые явились первым правовым документом (законом) о профсоюзах.
Именно с 1905 года ведет отсчет профсоюзное движение в России. За 115-летнюю историю произошло много событий: несколько раз вводилась в Устав политическая составляющая, происходило объединение работников образования и работников культуры (в 1919 году); в 1921 году наш Профсоюз носил название Профсоюз работников просвещения, социалистической культуры и печати. С 1934 по 1948 годы существовало 2 отдельных профсоюза: работников начальных и средних школ и Профсоюз работников дошкольных учреждений РСФСР.  В 1958 году произошло преобразование  в республиканскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Эта организация  просуществовала вплоть до сентября 1990 года.

У каждой эпохи свои особенности. После революции 1917 года профсоюзное движение работников образования всецело зависело от отношения учительства к новой власти. Политические деятели того времени: В.И.Ленин, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский встречались с учителями, выступали на заседаниях съездов. Ленин в своем выступлении подчеркнул: «…перед Учительским союзом стоит задача объединиться и вы не должны идти в хвосте революции. Вам необходимо войти в семью революционного пролетариата, и вы можете принести нам многое светлое и ценное».
В 1923 году Съезд профсоюза работников просвещения проходил под лозунгом: «Внимание деревенской школе и сельскому учителю!»
После гражданской войны основные направления Профсоюза были направлены на:
- ликвидацию безграмотности;
- ликвидацию задолженности по зарплате в уездах;
- шефство над Красной Армией;
- распределение путевок;
- заключение коллективных договоров и соглашений.
В 30-е годы профсоюзные организации занимались вопросами ударничества и развития социалистического соревнования, созданием бедняцких фондов, развитием связей с колхозами, культурно-просветительской и спортивной работой. Профсоюзам были переданы функции органов труда и социального страхования.
Тяжелейшие сороковые годы… Тысячи школ были разрушены, учителя и студенты уходили в народное ополчение, в Красную Армию. Оставшиеся в тылу участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая, оказании помощи раненым в госпиталях.  Тысячи профсоюзных организаций прекратили своё существование.
После войны все усилия были направлены на быстрейшее восстановление и развитие народного хозяйства. В эти годы активно велась работа по Всеобучу. Профсоюз стал активно выполнять свою защитную функцию.
Шестидесятые годы – осуществление закона об обязательном 8-летнем образовании. Укрепление профсоюзных организаций как активных проводников политики партии  в среде работников образования.
В 70-80-е годы характерной чертой профорганизаций являлось то, что их организаторская работа был направлена на выполнение народнохозяйственных планов, социалистических обязательств. Популярно в это время распространение ценных починов и инициатив педагогических коллективов. Например, Москва работала под девизом: «Каждому учителю – высшее политическое образование». Волгоградская область – «Каждому уроку – отличную подготовку», Свердловская область – «Опыт лучших – норма работы каждого». В те годы учителям, добившимся высоких показателей в обучении и воспитании подрастающего поколения, присваивались звания «Старший учитель», «Учитель-методист». По прошествии полувека всё это возвращается в нашу российскую школу…
На балансе Профсоюза просвещения к 1980 году было 267 Домов работников просвещения, 204 студенческих клуба, 153 санатория, 8 студенческих поликлиник. Под особым вниманием профсоюзов – вопросы жилищно-бытового устройства работников: выделение квартир, садовых участков, путевок, дефицитных товаров. К примеру, в 1985 году работникам просвещения по всей России предоставлено 30626 квартир.
Начавшаяся в середине 80-х годов «перестройка» привела к реформированию, а потом и к краху государства и общества, в том числе профсоюзов.
17 декабря 1986 г. состоялась XI Республиканская профсоюзная конференция, которой суждено стать последней.

В 1989-90-х годах шел активный процесс реформирования профсоюзного движения. Наступил этап воссоздания отраслевых профсоюзов. 27 сентября 1990 года состоялся Учредительный съезд Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР. Этот день является днем рождения Общероссийского профсоюза образования.  Председателем ЦК Профсоюза избран Яковлев Владимир Михайлович, его заместителем – Меркулова Галина Ивановна.
Работники образования стали заявлять о себе,  и была надежда, что их поймут. Первый конкретный результат Профсоюза – внесение изменений в Закон «О социальном развитии села», а именно установление повышенных на 25 % окладов работающим на селе.
Затем было много всего – 1991-1992 гг.: забастовки, стачки в связи с ухудшением материального положения работников образования, освобождение от обязанностей Министра образования Днепрова по требованию ЦК Профсоюза; коллективный трудовой спор между работниками образования и Правительством РФ.
Наиболее массовые акции протеста прошли в 1997 году. В забастовках по всей стране участвовало более 2-х миллионов человек. Профсоюзы боролись за ликвидацию долгов по заработной плате, за мораторий на приватизацию образовательных организаций, за внесение изменений в ТК РФ. Активные действия Профсоюза позволили укрепить организационную структуру профсоюза, повысить его авторитет в органах власти.
В сентябре 2003 года на внеочередном Съезде Профсоюза был избран новый председатель Профсоюза Меркулова Галина Ивановна.  В том же 2003 году профсоюз активно участвует в разработке подзаконных нормативных актов, необходимых для реализации нового ТК. Удалось предотвратить отмену льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в сельской местности и принятие решения об увеличении нормы часов педагогической работы за ставку. В 2003 году внедрена система управления охраной труда в отрасли, принимаются меры по аттестации рабочих мест.
Ценой больших усилий далось Профсоюзу реальное повышение зарплат работников образования. 2008 год – принятие Положения о новой системе оплату труда, уход от подушевого финансирования. С 2008 по 2011 гг. произошло повышение зарплаты работников образования на 75 %, МРОТ увеличился в 1,9 раз.
          2009-2010 год – вновь борьба за льготы сельским учителям. Федерация была намерена передать полномочия субъектам  без финансовых обязательств. Всероссийские акции протеста в форме направления писем и телеграмм в Госдуму, встречи и переговоры с представителями власти.
2012 год – активное участие профсоюза в разработке ФЗ «Об образовании» - от формирования предложений до проведения пикета у здания ГД. В результате работы Профсоюза в Законе закреплены значимые гарантии: установление зарплаты не ниже средней зарплаты в субъекте, сохранение права на досрочную пенсию, сокращенную продолжительность рабочего времени и удлиненный отпуск.
2014 год – участие в экспертизе профстандартов и беспрецедентные переносы сроков их введения по требованию Профсоюз в связи с угрозой массового нарушения прав работников.
2017 год – законодательное установление МРОТ не ниже прожиточного минимума и исключение из состава МРОТ компенсационных выплат. За последние пять лет МРОТ повышался 8 раз, с 6 до 12130 руб.
2018-2019 гг. – по требованию Профсоюза проиндексированы заработные платы работников образования, не вошедших в Указ Президента из числа учебно-вспомогательного персонала. Продолжается работа по установлению базовых окладов работников образования.
Категория: Профсоюз | Просмотров: 25 | Добавил: Chaschuhina | Рейтинг: 0.0/0